Региональный Центр Подготовки Специалистов ИНТехнО
Личный кабинет

Россия, Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3

+7 (495) 105-96-04

Большинство современных музеев-усадеб, а их в настоящее время 40 – это мемориальные музеи, посвященные жизни и творчеству выдающихся деятелей истории, науки, культуры.

 

В основном музеефицируются дворянские усадьбы, однако, есть в музейном мире усадьбы, принадлежавшие представителям других сословий - купцам, разночинцам, крестьянам.

 

Большинство музеев-усадеб расположено в сельской местности. Как некогда усадьбы России являлись культурными гнездами, так и современные музеи-усадьбы играют роль культурных центров не только для своего региона, но и в масштабе всей страны.

 

Сегодня мы побываем в усадьбах, связанных с жизнью классиков русской литературы.

 

Ясная Поляна – родовое имение Л.Н. Толстого.

tolstoi

Привычный Толстому облик усадьбы, во многом сохранившийся до наших дней, сложился в начале XIX в. при деде писателя князе Н.С. Волконском.

 

В Ясной Поляне Толстой родился и провел большую часть своей жизни. Сегодня Ясная Поляна остается такой же, какой ее знал и любил Толстой. Мемориальные ландшафты усадьбы (сады, парки, пруды, посаженные Толстым леса), как и здания конца XVIII – начала XIX вв., поддерживаются в своем неизменном историческом виде.

 

Основные мемориальные постройки усадьбы:

  - Дом Волконского - самое старое каменное здание в Ясной Поляне; при Л.Н. Толстом оно имело хозяйственное назначение;

  - Дом Л.Н. Толстого, в котором Толстой прожил более 50 лет и написал большинство своих произведений; сохраняется по состоянию на 1910 год (последний год жизни писателя);

 - Флигель Кузминских - здание Яснополянской школы Толстого, позднее – дом для гостей;

- Мемориальная конюшня, в которой сегодня содержится около 30 лошадей, а также разнообразные хозяйственные постройки. 

 

Музей-усадьба Г.Р. Державина представляет собой комплекс зданий, включающий оранжерею, сад и парадный двор.

derzavin

В Центральном корпусе усадьбы в 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, был открыт Музей Г.Р. Державина и русской словесности его времени. В течение четверти века, с 1791 по 1816 годы, особняк поэта являлся одним из главных центров культурной жизни Петербурга. Здесь собиралась творческая элита общества.

 

Постоянными гостями дома были участники львовско-державинского кружка: Н.А. Львов, В.В. Капнист, А.Н. Оленин, В.Л. Боровиковский, Д.С. Бортнянский, бывали Д.И. Фонвизин, Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев. С 1811 года в парадном зале особняка ежемесячно проводились заседания литературного общества "Беседа любителей русского слова", на которых обсуждались вопросы развития русского языка и словесности. Экспозиция музея развернута в 16-ти интерьерных залах, где представлены мебель, предметы декоративно-прикладного искусства, живопись, графика конца XVIII-начала XIX веков, книги и рукописи писателей той эпохи. Также в экспозицию включены подлинные портреты Державина работы В. Боровиковского, А. Васильевского, копия портрета поэта работы С. Тончи, которые создают "эффект присутствия" хозяина дома.

 

Воссозданные интерьеры соответствуют историческому назначению помещений. Особый интерес у посетителей музея вызывают восстановленные по сохранившимся документам Соломенная гостиная 1-го этажа, которую при жизни хозяев дома украшали соломенные "златовидные" обои, вышитые Е.Я. Державиной и М.А. Львовой, и оригинальная по своему интерьеру гостиная "Диванчик" на 2-м этаже. Наиболее значимой комнатой дома является кабинет Державина, воссозданный по рисунку П.А. Кожевникова и воспоминаниям современников. Вся мебель в нем выполнена "по изобретению" поэта: шкафы-обманки, маскирующие входные двери, стол с "подъемным налоем", диван с тумбами по бокам, в ящиках которых хранились "проекты по делам службы" и "стихотворство".

Остафьево – «Русский  Парнас» уникальный памятник русской усадебной культуры XIX века.ostafevo

Один из центров культурной жизни России. При жизни хозяина Остафьева поэта князя П.А. Вяземского в усадьбе бывали Пушкин, Жуковский, Боратынский, Мицкевич, Грибоедов, Гоголь. В Остафьеве Н.М. Карамзин работал над "Историей государства Российского". До наших дней уцелели лишь основные постройки усадьбы. Главный дом построен в 1806 году в стиле классицизма предположительно по проекту архитектора школы М. Казакова. Сохранилась старая липовая аллея "Русский Парнас". В 1911-1913 годах последний владелец Остафьева С.Д. Шереметев установил в усадебном парке памятники Карамзину, Пушкину, Жуковскому, Вяземским.

 

В 1830-1840-е годы сюда, в «святилище русской истории», приезжали поклониться памяти великого российского историографа А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.П. Погодин. В конце XIX века Карамзинские комнаты стали ядром общедоступного музея, организованного в Остафьеве Вяземскими и Шереметевыми. В них много лет хранились личные вещи Карамзина и Пушкина, ставшие символами национальной памяти. Каждый зал новой экспозиции – это страница, повествующая о событиях, которые происходили в жизни Н.М. Карамзина и его эпохи.

 

Музей-усадьба Д. Веневитинова.

venevitinova

Усадьба принадлежала дворянскому роду Веневитиновых. Здесь провел свое детство будущий русский поэт-романтик, философ, критик начала XIX в. Д.В. Веневитинов, являющийся четвероюродным братом А.С. Пушкина и ставший прототипом Владимира Ленского в "Евгении Онегине". С усадьбой тесно связана жизнь известного историка и общественного деятеля М.А. Веневитинова, а также Лилиан Войнич, автора романа "Овод", которая в 1887 была гувернанткой в семье Веневититновых. Поэтому другое название усадьбы: "Дом, в котором жила и работала писательница Этель Лилиан Войнич".

 

Экспозиция главного усадебного дома рассказывает о жизни и творчестве Д.В. Веневитинова и о других представителях этого дворянского рода. В залах экспонируются редкие материалы из фондов музея: подлинные указы петровской эпохи, редкие карты XVIII в., труды М.А. Веневитинова, сочинения Д.В. Веневитинова, старинная мебель, раритетные книги, семейные портреты и многое другое, что позволяет прикоснуться к подлинному прошлому.

 

Музей-усадьба Веневитиновых - прекрасное место для отдыха и созерцания, где тишина и романтика мира дворянской усадьбы помогают на время забыть о суете, перелистать уникальные страницы "воронежской старины"

Мемориальный Музей-усадьба А.Т. Твардовского

tvardovskiy

В июне 1988 года по воспоминаниям братьев поэта Ивана Трифоновича и Константина Трифоновича было восстановлено Загорье, которое не раз и не два отозвалось в поэтических строках А.Т. Твардовского. Все здесь так, как было при Александре Трифоновиче: дом, сарай, банька - "первый кабинет" юного селькора А.Т. (как он подписывал свои первые заметки в газете "Смоленская деревня"), кузница, воспетая в поэме "За далью - даль", колодец, сад - "пять яблонь, пять сортов". Здесь он родился, рос и набирал силы вместе "с краем родным", откуда ушел в 18 лет в полное тревог и трудностей житейское плавание, в Поэзию.

Подлинных экспонатов в музее, к сожалению,  нет, так как семья поэта - родители, братья, сестры - была репрессирована и выслана в Зауралье

Усадьба в селе Рождествено расположена на холме, в центре села.

rozdez

 

Она связана с именем В.В. Набокова - здесь выросла его мать, урожденная Рукавишникова. Поскольку в России осталось только два дома, напрямую связанных с великим писателем, эта усадьба особо значима как центр региона "Верхний Оредеж", воспетого Набоковым, Рылеевым, Майковым и др.

 

Усадебный парк площадью около 16 га с протяженной (более 500 м) центральной аллеей с более чем 150-летними липами и дубами заканчивается каньоном реки Грезны с утесами красноцветных песчаников, родниками из скал и комплексом пещер.

 

Выездные экскурсии, которые проводит музей, знакомят не только с удивительной по красоте природой этого района, но и с местами жительства многих замечательных людей Отечества (Д. Трезини, К. Рылеев. В. Набоков, П. Витгенштейн, И. Крамской, А. Ганнибал, семья Пушкиных), а также с творениями замечательных зодчих XVIII-XIX веков – С. Чевакинского, И. Старова, А. Брюллова, А. Красовского

Муниципальное учреждение культуры "Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского" (с 2003 г.)

chernes

Основано как Дом-музей Н.Г. Чернышевского 17.09.1920 г. его сыном Михаилом Николаевичем Чернышевским. Музей расположен на территории бывшей усадьбы Чернышевских и Пыпиных.

 

Комплекс включает мемориальные сооружения: дом семьи Чернышевских, флигель О.С. Чернышевской, дом Пыпиных, близко родственной Чернышевским семьи, флигель Пыпиных и административное здание, в котором развернута монографическая историко-литературная экспозиция "Отечества достойный сын", а также флигель и Художественная галерея имени В.О. Фомичева.

 

Музейный комплекс на территории городской провинциальной усадьбы первой половины XIX в. сохраняет культуру разночинного сословия, это определяет его уникальность. Мемориально-бытовая экспозиция дома Чернышевских раскрывает музейными средствами жизнь семьи провинциального священника, в которой рос одаренный мальчик. Живописная усадьба с постройками XIX в., простой, уютный, строгий дом, вещи, хранящие память о его обитателях, уникальные мемориальные экспонаты, высокий уровень экскурсионного обслуживания - все это делает музей привлекательным для широких слоев посетителей.

 

Музейные работники и реставраторы стремятся зафиксировать при музеефикации и отразить в экспозиции все основные этапы развития усадьбы, судьбы и образы всех наиболее примечательных ее обитателей.

 

Тем, кто живет классической литературой, и стремиться внести  заметный вклад в решение проблем музеефикации усадебной культуры и развития музеев-усадеб,  Региональный Центр Подготовки Специалистов ИНТехнО подготовил ряд программ профессиональной переподготовки на 250 часов*:

И только до конца лета, ряд оптимизированных программ профессиональной переподготовки на 520 часов 2 по цене 1**:

Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске - дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

 

В институте действуют специальные предложения на коллективные заявкиэкспресс-обучение и «пакеты программ».

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить