Центр Подготовки Специалистов ИНТехнО
Личный кабинет

Россия, Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3

+7 (495) 105-96-04

отдел прод222 01

213123123гн2б1egyсп

intexno1

кнопка bls22

school ae

korovka

button robo1 

Дополнительные ресурсы

факульт

семин

эл уроки

Досаафф-01.png

 

 

Кто он такой – современный библиотекарь? Сегодня, в век Интернета и компьютерных технологий, каждый сам для себя является «библиотекарем» и может найти любую необходимую информацию. И все-таки библиотеки и библиотекари существуют, развиваются и выходят на новый формат.

 Характерная особенность сегодняшнего дня - библиотекарь должен постоянно учиться, чтобы успеть за изменениями.

Традиционно библиотекарь имел дело с документами на бумажных носителях, но теперь работает с аудио и видеоматериалами, компакт-дисками, электронными изданиями, а также с различной техникой. Таким образом, происходит технизация библиотечной профессии. Это влечет за собой появление такой специальности, как библиотекарь-технолог и ряда специализаций, таких как администратор баз данных, менеджер информационных систем, специалист по созданию и обновлению WWW-страниц. Библиотекари специализируются также в области электронной издательской деятельности, проведения обучения (тренингов) по Интернет для сотрудников и пользователей библиотек, занимаются телеконференциями.

Информатизация - один из главных векторов изменений в профессии библиотекаря. Работая в информационных сетях, библиотекарь в своих возможностях приравнивается ко всем пользователям этих сетей.

Так же на изменение библиотечной профессия влияет социальная ориентация многих библиотек, которая обусловила появление в библиотеках таких специальностей, как библиотекарь-психолог; библиотекарь по обслуживанию социально незащищенных групп населения; педагог- библиотекарь.

В последние годы библиотекарям приходится проводить социологические, маркетинговые исследования, что вызвало к жизни такие специальности, как библиотекарь-маркетолог, библиотекарь-социолог, библиотекарь-исследователь.

 

Таким образом, библиотекарь нового поколения это:

- аналитик-синтезатор, умеющий не только осуществлять поиск, но и оценивать качество информационных ресурсов с учетом потребностей и запросов пользователей;

- информационный навигатор и посредник в системе документных коммуникаций, в том числе электронных;

- инструктор по освоению информационной культуры;

- менеджер и маркетолог в информационно-библиотечной сфере;

- агент книгоиздательского и книготоргового рынка.

Кроме того, он должен вовлекать пользователей в совершенствование библиотечных сервисов; охватывать как можно большее количество посетителей, учитывая принцип «лонг тэйл» (длинный хвост), например, обслуживать не только детей, но и их родителей; соединять людей, технику и информацию.

 

Настоящий библиотекарь должен уметь переключаться с одного дела на другое, решать одновременно несколько вопросов, проявлять инициативу. Обслуживание читателей требует от библиотекаря предельной корректности и деликатности.

 

Нельзя не заметить, что библиотека и библиотекари стали более открыты обществу. Большое внимание, которое сегодня библиотеки уделяют проведению социокультурных мероприятий, связям с общественностью (в том числе, с властными структурами, СМИ, правовыми, социальными и другими учреждениями, населением), требует от библиотекаря стать «менеджером библиотечных социокультурных программ» и даже «менеджером выставочной деятельности». Открытость, выход на широкую аудиторию требуют от библиотекаря более высокой культуры, в том числе речевой и этической, знания этикета, слежения за своим имиджем. Не случайно в некоторых учебных заведениях, в том числе Московском государственном университете культуры и искусств вводятся специальные курсы, дающие эти знания и навыки.

Библиотечная деятельность усложняется, становится многогранной, оперирующей все большим числом объектов, связанной с широким кругом общественных явлений, зависимой от многочисленных факторов. Это определяет экологическую культуру библиотекаря.

При этом библиотекарь остается хранителем документальной памяти и гуманистических традиций общества, служителем Книги как культурного феномена, знатоком художественной, научной и научно-популярной литературы, воспитателем культуры чтения, организатором культурно-досуговой деятельности.

Особая, как мне кажется, категория библиотекарей - это школьные библиотекари. Сегодня они должны иметь (и большинство уже имеют) два образования: педагогическое и библиотечное. Школьный библиотекарь - это специалист-универсал. Он и работник отдела обслуживания, и комплектатор, и библиограф, и педагог, и психолог, и дизайнер. Все специальности, которые только возможны в публичных библиотеках, соединены в нем одном. Массовые мероприятия, книжные и виртуальные выставки, библиотечные уроки и консультации, помощь педагогам и учащимся, выступления на родительских собраниях, составление бесконечных справок и отчетов в вышестоящие организации, комплектование фондов - все под силу школьным библиотекарям. К тому же нам приходится еще и разговаривать на одном языке со школьниками - поколением, выросшим в соцсетях, с мобильными телефонами и планшетами в руках. К сожалению, со стороны органов образования наша работа «и на первый взгляд как - будто не видна», да и на «второй» тоже, что иногда просто отбивает руки не только что-то менять в своих библиотеках, но и меняться самим. Но, как бы то ни было, мы, несмотря на отсутствие финансирования, «идем в ногу со временем».

 

Библиотекарь – это профессия неограниченных возможностей. Его деятельность широка и многогранна. На мой взгляд, библиотекарь нового формата универсален: и литературовед, и педагог, и языковед, и психолог, и политик, и экономист. Как писал один из учёных начала ХХ века: «Профессору достаточно быть человеком своей науки, библиотекарю надлежит быть человеком науки вообще, ученым-энциклопедистом, способным уразуметь дух всего современного знания и ориентировать в его бесчисленных и сложных проявлениях. Библиотекарь должен находиться на одном уровне с профессорами-специалистами в их общем научном развитии».

Чтобы успеть за изменениями, происходящими в нашем обществе, библиотекарь должен постоянно учиться. От его профессионального уровня зависит не только какими будут библиотеки в будущем, но и будут ли они вообще.



О нас бытуют разные мнения,

Но неизменно одно вовек:

Библиотекарь каждого поколения –

Влюбленный в профессию человек.

Какие не ждали бы нас инновации,

Роли новые и дела,

Справимся вместе. И будем стараться,

Чтоб наша профессия не умерла.

Чтоб книги не стали воспоминанием,

Чтоб мы все проблемы могли решить.

Мы людям несем не просто знания,

А дарим частичку своей души!

Уважаемые слушатели! 

 Институт новых технологий в образовании предлагает принять участие в уникальных акциях:

Лучшее предложение сентября для работников библиотек от Центра подготовки специалистов ИНТехНО! Предлагаем выбрать программу профессиональной переподготовки по цене 3500 рублей! Обучение проходит полностью дистанционно!

Новости от нашего партнера: Открыт набор на 25 специальностей в ЧПОУ «СРШ (КОЛЛЕДЖ) АННЫ МУРАТОВОЙ». Поступление без ЕГЭ (дистанционно)🌠

Программы профессиональной переподготовки по 3500 рублей:

Программы повышения квалификации по 1000 рублей:

 

Телефоны:

8 (800) 555-54-30 (бесплатно по России)
+7 (495) 105-96-04
+7 (3812) 21-00-57
+7 913 635-45-04 — viber и whatsapp
+7 913 628-05-36 — whatsapp
+7 913 633-77-43 — viber и whatsapp

Электронные адреса:

edu.mo@in-texno.ru — Учебный отдел
edu.rcps3@in-texno.ru— по вопросам подачи заявки на обучение
edu.mo3@in-texno.ru— по юридическим договорам

Оставьте заявку на интересующую вас программу, укажите ваш e-mail и контактный телефон. Мы свяжемся с вами в ближайшее время

 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить