Региональный Центр Подготовки Специалистов ИНТехнО

Россия, Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3
8 (3812) 33-77-43, 8-913-628-05-36

button intexno

BLS

   portal2

  888

555

robo

 

Студия речевого развития

 

 

Школа Электронного Образования
электронные уроки по всем школьным предметам
с 1 по 11 класс
Узнать подробности →

Скачать прайс-лист

email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Как пройти
обучение в ИНТехнО
БЕСПЛАТНО?

email рассылки
 

Каковы перспективы развития малого бизнеса в России на ближайшие годы? Учитывая многочисленные санкции со стороны стран Евросоюза и США и мировой экономический кризис, можно ли вообще рассуждать о каком-либо развитии? Попытаемся разобраться.

Каковы перспективы развития малого бизнеса в России на ближайшие годы?

 

Геополитическая динамика свидетельствует об ухудшении экономического положения РФ, что напрямую связано с внешнеполитическими отношениями. Быстрое повышение цен, увеличение дефицита бюджета, недостаток рабочих мест, сокращение ВВП значительно ухудшают положение РФ.

 

Учитывая многочисленные санкции со стороны стран Евросоюза и США и мировой экономический кризис, можно ли вообще рассуждать о каком-либо развитии? Попытаемся разобраться.

 

Проблемам и перспективам развития малого бизнеса в России за последние два года внимания стало уделяться даже больше, чем в предыдущие годы. Это во многом зависит от введения санкций в отношении России со стороны зарубежных компаний. Однако созданные трудности не только не приостановили развитие отечественного предпринимательства, в том числе малого бизнеса, а наоборот, даже подтолкнули к скорейшему восстановлению и совершенствованию.


В свете последних политических и экономических событий в декабре 2015 года В.В. Путин на встрече с представителями деловых кругов выступил с заявлением о том, что в ответ на санкции необходимо развивать предпринимательство в РФ. Причем речь идет о необходимости «взращивания» в регионах созидательного предпринимательского потенциала.

 

У России есть планы на будущее в развитии предпринимательства!

 

Правительство РФ предлагает в данном направлении решить стратегические проблемы развития бизнеса путем использования инструментов государственной поддержки, к которым относятся:


• внедрение инвестиционных проектов и программ;
• совершенствование методов кредитной и налоговой политики.

 

Для решения этого важного вопроса 29 июня 2015 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

 

Что нового и привлекательного в Законе?

 

Федеральный закон N 156-ФЗ внесены многочисленные изменения в разные отрасли законодательства, которые призваны облегчить ведение бизнеса малыми и средними предприятиями, определить основные пути оказания им государственной помощи. Остановимся на одном из них, которое представляется наиболее конкретным.


В ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) определены критерии, согласно которым юридические лица и индивидуальные предприниматели относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти критерии немного изменены. Так, для того чтобы юридическое лицо могло считаться субъектом малого или среднего предпринимательства, в его уставном (складочном) капитале (паевом фонде) суммарная доля некоторых категорий учредителей (публично-правовых образований, юридических лиц) не должна превышать 25%.


Из указанного общего правила исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов. Теперь исключением является и общее имущество инвестиционных товариществ.


Из этого списка исключены иностранные организации. Но для них установлено отдельно иное ограничение. Суммарная доля участия иностранных юридических лиц не должна превышать 49%.


В отношении иностранных юридических лиц аналогично отдельно определяется суммарная доля участия одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Теперь эта доля увеличена с 25% до 49%.

 

Приведем пример. У российской организации четыре учредителя. Доля участия каждого из них такова: российской общественной организации - 10% уставного капитала, российского благотворительного фонда - 12%, российского юридического лица (малого предприятия) - 50%, иностранного юридического лица - 28%.


До вступления в силу Федерального закона N 156-ФЗ данная российская организация не могла быть субъектом малого или среднего предпринимательства, так как все 50% ее уставного капитала принадлежали субъектам, перечисленным в п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ в прежней редакции.


С вступлением в силу Федерального закона N 156-ФЗ этим субъектам стали принадлежать лишь 22% уставного капитала. У иностранного юридического лица - менее 49% уставного капитала. Поэтому при отсутствии иных запретов российская организация сможет себя относить к малым или средним предприятиям.


Ограничение в отношении суммарной доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, до сих пор не распространялось на ряд категорий хозяйствующих субъектов, перечисленных в том же п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ.


Теперь на эти категории хозяйствующих субъектов не будет распространяться и ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц. Кстати, их список дополнен юридическими лицами, получившими статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".


Один из критериев, которые должны соблюдать малые и средние предприятия, - выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг), без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельных значений, установленных Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ).


При этом в ч. 2 ст. 4 данного Закона для Правительства РФ определена обязанность пересматривать такие предельные значения раз в пять лет, то есть не чаще и не реже. В настоящее время в этих целях применяется Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 N 101. Предельное значение установлено для микропредприятий - 60 млн руб., для малых предприятий - 400 млн руб., для средних предприятий - 1 млрд руб.


Теперь указанная норма утратила силу, то есть данные предельные значения Правительство РФ может пересматривать по своему усмотрению, хотя предполагается, что оно это будет делать с большей частотой, чем раз в пять лет.


Еще один критерий для признания предприятия малым или средним: средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать определенных предельных значений средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:


- от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
- до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 50 человек.


Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ в действующей редакции, если названные показатели не изменяются, статус предприятия в качестве среднего, малого или микропредприятия сохраняется таким же в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Если в течение этих двух лет какое-то из предельных значений (в отношении среднесписочной численности или стоимости активов) будет превышено, предприятие утрачивает свой статус (малое становится средним, из среднего переходит в разряд обычных предприятий). Или наоборот, если в течение двух лет у среднего предприятия уменьшатся предельные значения, оно станет малым.


Теперь срок проверки предельных значений увеличен с двух до трех лет.


Федеральным законом также исключаются требования к периодичности установления Правительством Российской Федерации предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.


В целях координации оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Федеральным законом предусматривается наделение Корпорации развития малого и среднего предпринимательства специальными полномочиями по проведению мониторинга исполнения требований законодательства Российской Федерации в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

 

А как будут обстоять дела в регионах?

 

Также основными перспективами развития предприятий малого бизнеса считаются цели, поставленные Правительством РФ на ближайшие годы.


К ним отнесены реализация мер по созданию около 500 новых бизнес-инкубаторов, а также создание в каждом регионе страны:


• гарантийного фонда на сумму не менее 100 млн руб.;
• муниципальной инфраструктуры микрофинансирования субъектов малого бизнеса;
• фонда инвестирования в малые и средние предприятия.

 

Чтобы создать вышеуказанные механизмы, правительству РФ необходимо использовать специальные инструменты в виде субсидирования проектов поддержания малого бизнеса страны.

 

Что планируется достичь?

 

Министерство экономического развития России разработало Концепцию долгосрочного социально-экономического развития страны.


В соответствии с положениями данного документа, запланировано, что к 2020 году субъекты малого и среднего предпринимательства достигнут следующих показателей:


1. В ВВП России удельный вес малого бизнеса будет занимать 30%, а суммарный удельный вес малого и среднего предпринимательства будут занимать половину от общей суммы ВВП страны.
2. Доля малых предприятий среди всех субъектов предпринимательства будет составлять 80%.
3. Число занятых в сфере малого бизнеса возрастет до 60% населения страны.
4. Произойдет качественное изменение структуры отрасли и т. д.
5. За последующие 5 лет планируется, что показатели отечественных субъектов малого бизнеса достигнут уровня предприятий западных стран, а возможно, и превысят их.

 

Как будем достигать?

 

По мнению экспертов Корпорации развития малого и среднего предпринимательства, необходимо в ближайшие годы осуществить следующее:


• оказать посильное содействие реализации мер по созданию необходимых объектов инфраструктуры рынка, которые будут ориентированы на создание и совершенствование все большего количества субъектов малого предпринимательства;
• реализовать специальные программы поддержания перспективных конкурентоспособных компаний;
• внедрить современные наиболее эффективные финансовые инструменты развития бизнеса;
• поддерживать существующие институты микрофинансирования, создать наиболее благоприятные условия для их существования;
• сформировать институциональные условия для работы кредитных учреждений;
• развивать старые и создавать новые элементы бизнес-инкубаторов, обратить особое внимание таких структур на инновационные предприятия сектора малого бизнеса;
• усовершенствовать нормативную правовую базу для того, чтобы устранить имеющиеся административные и иные барьеры для перспективного развития малого бизнеса в России и предотвратить появление новых трудностей в данном направлении;
• реализовать нормы законодательства, которые определяют возможность участия малых и средних субъектов предпринимательства в государственных тендерах;
• повысить возможность доступа отечественного производителя к недвижимости, относящейся к государственной либо муниципальной собственности.

 

«Кадры решают все!»

 

Очевиден и тот факт, что перспективы развития бизнеса - это включение саморазвивающихся и самонастраивающихся систем ведения бизнеса.


Главная стратегия - это люди. Вклад в образование руководящих кадров - самый выгодный вклад. Это главная стратегия развития бизнеса. Но и это еще, конечно, не все. Стратегия развития бизнеса в России имеет еще некоторые приоритеты: здравоохранение и образование. Но и в этих областях нашей жизни опять же, все "упирается" в грамотный, а главное, этичный менеджмент.


В свете обсуждаемой проблемы становиться особенно актуальной подготовка нашего менеджмента к существующим условиям рынка и ведения бизнеса, формирования и развития необходимых для этого компетенций.


В связи с этим решается очень важная задача – введение профессиональных стандартов в практику профессионального образования. Это позволит сформировать систему подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров, необходимость в которых остро ощущается в самых разных областях предпринимательской деятельности.


Планируется, что срок введения профессиональных стандартов в действие для организаций всех форм собственности, будет установлен с 1 января 2020 года.

 

И что нам кризис приготовил?!

 

В условиях санкций, введенных против России, в рамках импортозамещения появились возможности для развития внутренних сырьевых отраслей и заработка на этом, причем создавая новые рабочие места.


Это позволит РФ «встать на новые рельсы» и поднять экономику страны.


Информационное обогащение представителей бизнес-кругов станет стратегическим ресурсом в процессе развития предпринимательского сектора в России по-новому…. Надо быть готовыми к переменам!

 

Руководитель проекта
"Центр Кадрового аудита и развития
профессиональных компетенций" Н.Е. Катунина

 

Комментарии   

# Вероника 24.02.2016 04:03
Очень интересная статья, будем надеяться, что субъектам малого и среднего предпринимательства действительно станет "легче дышать" к 2020 году!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить